Летнюю работу с детьми в учреждении дошкольного образования принято называть оздоровительной. Этим определяется основная ее цель: создание благоприятных условий и максимальное использование летнего времени для укрепления здоровья воспитанников и закаливания детского организма.
Для укрепления здоровья детей важно поддержать у них в течение всего летнего периода бодрый жизненный тонус, стремление и интерес к деятельности, уверенность в своих силах и возможностях, чувство удовольствия от жизни. Бодрыми и активными бывают дети, если жизнь их налажена, если созданы условия для разнообразной деятельности и воспитательная работа с ними содержательна. День должен быть наполнен интересными занятиями и играми. Всякое бездействие дезорганизует детей, порождает тоску, скуку, апатию.
Заблаговременно проводятся все необходимые работы по подготовке групповых площадок и функциональных групп помещений, оборудования, игрушек и пособий, необходимых для жизни и разнообразной деятельности детей, учитывая максимальное пребывание их на воздухе.
Эффективность двигательного режима зависит от времени, объема и интенсивности двигательной деятельности детей.
В режиме дня используются физические нагрузки различной интенсивности:
большая – должна занимать всего 10-15% всего времени двигательной активности детей при частоте сердечных сокращений 150-170 уд/мин (подвижные игры, беговые упражнения, подскоки и т.д.);
средняя – проводятся в основном все физические упражнения (частота сердечных сокращений у 3-летних детей 130-140 уд/мин, у 5-7 летних –140-150 уд/мин).
Летом необходимо шире использовать такие организованные формы двигательной деятельности как подвижные игры и физические упражнения на прогулке, элементы спортивных игр и экскурсии:
Вторая младшая группа
утренняя гимнастика – 6-7 мин;
подвижные игры и физические упражнения во время и первой и второй прогулок – 20 мин.
Средняя группа
утренняя гимнастика – 7-8мин;
подвижные игры и физические упражнения во время и первой и второй прогулок – 20-25 мин.
Старшая группа
утренняя гимнастика – 8-10 мин;
подвижные игры и физические упражнения во время прогулки – 30 мин.
Во время оздоровительных прогулок необходимо включать беговые упражнения и упражнения коррекционного характера для профилактики нарушений осанки и свода стопы.
Основой работы с детьми второй и третьей групп здоровья является щадящий оздоровительный режим:
создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата;
увеличение продолжительности дневного сна.
Предусматривается:
максимальное пребывание детей на воздухе;
соответственная продолжительность сна и других видов отдыха;
достаточная двигательная активность детей в течение дня;
обогащение новыми умениями и навыками.
Организация распорядка дня и образовательного процесса.
Организация образовательного процесса при реализации учебной программы дошкольного образования осуществляется круглогодично.
При реализации образовательной программы устанавливаются каникулы, в период которых занятия с воспитанниками не проводятся. В период каникул проводится только физкультурно-оздоровительная и художественно-эстетическая работа с детьми. Общая продолжительность каникул, в летний период составляет – 90 календарных дней.
В содержание работы с детьми включаются такие темы, как ознакомление детей с природой (биологический практикум, где дети получают сведения об окружающей природе и практические умения по выращиванию растений, уходу за животными), трудовая деятельность и др.
Необходимо предусмотреть различные формы организации летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, их интересов, состояния здоровья, неукоснительно соблюдать меры безопасности при проведении массовых мероприятий, экскурсий, организованном перемещении детей вблизи автомобильных дорог, их перевозке транспортом.
Чтобы оказать помощь воспитателям в их многообразной работе, необходимо подготовить и информационно-методический кабинет учреждения. В нем воспитатели должны иметь возможность получить необходимую справочную и методическую литературу, художественную литературу для чтения детям, рассказывания и разучивания наизусть, иллюстративный материал, игрушки, пособия, практический материал для проведения развлечений. В нем подбирается материал из опыта работы с воспитанниками летом в предыдущие годы, описание разнообразных игр, практические советы, например: как ухаживать за обитателями уголка природы, как разбить огород, цветник, как подготовить необходимые средства для изобразительной деятельности детей и т.д.
Взаимодействие с семьёй
При организации и проведении летней оздоровительной работы в учреждениях дошкольного образования необходимо:
изучить потребность законных представителей воспитанников в учреждениях дошкольного образования в летний период;
обеспечить создание необходимых условий для эффективного оздоровления воспитанников;
провести дополнительную разъяснительную работу с родителями о необходимости соблюдения правил дорожного движения, соблюдении мер безопасности при пользовании велосипедами, недопустимости бесконтрольного нахождения детей как в вечернее, так и в дневное время.
В организации работы учреждения дошкольного образования по повышению психолого-педагогической культуры родителей значимая роль отводится выбору форм сотрудничества.
В летний период целесообразно использовать разнообразные формы и методы взаимодействия: наглядную агитацию, анкетирование, рекомендации, консультации, родительские собрания, дни открытых дверей, телефон доверия и др.
Накануне летнего оздоровления воспитанников проводятся общие и групповые собрания для родителей. Родители знакомятся с основными направлениями работы учреждения дошкольного образования в этот период, состоянием здоровья своих детей, организацией их оздоровления и закаливания, о необходимости соблюдения правил дорожного движения, мер безопасности при пользовании велосипедами, недопустимости бесконтрольного нахождения детей, как в вечернее, так и в дневное время.
В раздевальных помещениях оформляется уголок для родителей, размещаются тематические стенды, например: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Дружим с водой», «Витамины на тарелке», «Правила ГАИ – правила твои», «Болезнь грязных рук», «Летний отдых в выходные дни и во время отпуска», «Значение фликера», «Одежда детей летом» и др.
Размещается информация о работе учреждения дошкольного образования в летний оздоровительный период по принципу «Одно окно».
Планируя работу с родителями, педагогам важно направить усилия на установление доверительных отношений с ними, постоянное совершенствование форм и содержания взаимодействия по вопросам воспитания и развития воспитанников.
Подготовка и организация прогулок по маршруту с детьми дошкольного возраста летом.
Летние месяцы очень благоприятны для организации экскурсий, прогулок по маршруту (простейший туризм). Туристические походы также – действенное средство привлечения родителей к участию в разнообразных формах физкультурно-оздоровительной работы, которая проводится с воспитанниками.
Цель прогулок – оздоровление ребенка и обогащение новыми впечатлениями (наблюдения за природой, за работой взрослых в различные периоды лета).
Прогулки по маршруту и экскурсии проводятся один-два раза (в старших группах – до трёх) в неделю. Весь поход по времени равен продолжительности прогулки (согласно режиму). Продолжительность экскурсий для воспитанников старшей группы не должна превышать 30-40 минут в один конец. Длина пути детей старшего дошкольного возраста составляет не более 1,5-2км в один конец, для воспитанников средней группы не далее чем на 1,5км.
Через каждые 20-25 мин. пути (с детьми 4-5 лет 10-15 мин.) следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 4-10 мин. (воспитатель проверяет одежду и обувь детей, их общее состояние, вспоминает, что видели по дороге).
Во время отдыха проводятся наблюдения: дети собирают с воспитателями отдельные виды растений, насекомых и т.д., берут их с собой в детский сад для последующих наблюдений. Во время отдыха можно также провести беседу, дидактическую игру, прочитать книгу, разучить стихотворение.
Во время прогулки обеспечивается деятельность средней и малой подвижности (отдых после перехода), детям предлагаются физкультурные пособия (мячи, скакалки, обручи и др.), организуется посильный труд.
Рекомендации по подготовке и проведению прогулок по маршруту.
Прогулка-поход организуется только после тщательного изучения маршрута, подбора его содержания.
Взрослые должны:
хорошо знать ягоды, грибы, растения данной местности для формирования представлений детей и в целях их безопасности;
учитывать индивидуальные и физически возможности детей (движение должно быть в определенном ритме, равнении на самого слабого участника похода, ходьба не должна быть однообразной);
определить оптимальное сочетание различного рода физических нагрузок с отдыхом, учитывая условия местности;
знать и соблюдать правила дорожного движения.
Педагог вместе с детьми готовит необходимое оборудование, оснащение, например:
Оборудование для прогулки-похода. Содержание аптечки
рюкзаки
коврики
салфетки для рук
корзиночки
лопатки
книги
мячи, скакалки
бадминтон, городки и т.д.
емкость с водой
аптечка
эмблемы-флажки, обеспечивающие безопасность перехода через проезжую часть улицы.
вата
бинты стерильные и простые
йод
зеленка
вазелин
1 % р-р марганца
сода питьевая
настойка валерианы (детям 5-7 капель)
нашатырный спирт
Заранее необходимо:
Продумать одежду детей (она должна быть удобной, соответствовать погоде): кеды или кроссовки, майки, шорты, головные уборы, гольфы.
Провести с детьми беседу о правилах поведения во время движения и в процессе общения с объектами природы.
Согласовать план и маршрут с медработником, заведующим, заместителем заведующего.
Известить родителей о времени проведения похода.
Узнать прогноз погоды на день похода.
Сформировать содержание аптечки, узнать правила пользования ею.
Планирование прогулок по маршруту.
Перспективный план проведения прогулок по маршруту можно составить примерно по такой схеме:
дата проведения,
тема (или объекты наблюдения),
цель,
краткое описание маршрута с отметкой привалов и содержания деятельности на них),
отметка о результатах проведения мероприятия.
К каждому походу составляется сценарий, в котором указывается: место проведения, время отправления, длительность прогулки.
Деятельность детей на привалах может включать в себя:
наблюдения за объектами природы,
дидактические, подвижные игры,
чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
экспериментальную и практическую работу;
формирование умений ориентироваться на местности и др.
Карты–схемы маршрутов утверждаются на педагогическом совете, что подтверждает подпись заведующего на карте. Все маршруты пронумеровываются. Обязательно отмечаются опасные участки дороги и места для привалов (словесно, с помощью условных обозначений).
Отмечается протяженность маршрута (расстояние между привалами) и его продолжительность по времени.
План и маршрут похода согласовываются с медицинским работником, заведующим, заместителем заведующего по основной деятельности.
По итогам работы летом руководитель учреждения дошкольного образования совместно с медицинскими работниками и педагогами проводят оценку эффективности системы закаливания и оздоровления каждого ребёнка, группы и всего коллектива в целом.
Итоги обсуждаются на собраниях трудового коллектива. При оценке эффективности оздоровления учитывается:
1. Улучшение состояния здоровья воспитанников:
переход из одной группы здоровья в другую;
уменьшение частоты острых респираторных и инфекционных заболеваний;
улучшение состояния осанки и свода стопы.
2. Показатели физического развития:
антропометрические показатели: рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная ёмкость лёгких, сила мышц кисти рук.
При оценке антропометрических показателей ребенка необходим индивидуальный подход с учётом исходного состояния физического развития с указанием причин отклонений, рекомендаций по профилактике и коррекции.