Информационная характеристика проекта
Название инновационного проекта:
Внедрение модели инкультурации личности обучающегося на основе средового подхода
Разработчик инновационного проекта: Мацкевич Ирина Зыгмундовна, заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования «Учебно-педагогический комплекс Вишневский ясли-сад - средняя школа» (231005, Гродненская обл., Сморгонский район, аг. Вишнево, ул. Центральная, 73 телефон: 8(01592)90430, Е–mail: sch-vishnevo@mail.grodno.by
Консультант проекта: Мойсейчук Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств
Тел. раб. 80172228025,
тел. моб. 8029 6838592
Е–mail: masik95@tut.by
Перечень учреждений образования, на базе которых планируется осуществление инновационной деятельности:
1. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Вишневский ясли-сад-средняя школа» Сморгонского района
2. Государственное учреждение образования «Учебно-педагогический комплекс Кревский ясли-сад-средняя школа» Сморгонского района
3. Государственное учреждение образования «Гервятская средняя школа» Островецкого района
4. Государственное учреждение образования «Гнезновский учебно- педагогический комплекс детский сад-средняя школа» Волковысского района
Сроки проведения инновационной деятельности: 2016-2018
Обоснование целесообразности использования в образовательном процессе учреждений образования в ходе экспериментальной деятельности результатов фундаментальных и прикладных научных исследовани
Наше время характеризуется кризисом культуры в мировом масштабе. Кризисное положение культуры отмечают многие современные ученые и общественные деятели. Исследователи кризисной ситуации в основном приходят к мнению, что он является отражением сегодняшнего состояния общества, фактов экономической и политической жизни страны.
Основными признаками кризиса культуры являются противоречия в ценностных ориентациях людей, разрушение идеалов культуры, нарушение нравственных норм общества.
Особенно незащищенными в данный период времени являются дети, поскольку все перечисленные явления, совпадая с периодом инкультурации личности, затрудняют возможность "принятия" ребенком культуры, идентификации с ней. Отсюда сложности в адаптации детей к социуму, на что указывает рост числа детей, находящихся в состоянии школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Наряду с этим констатируются и затруднения в формировании духовно-нравственной позиции у подрастающего поколения. Из-за противоречий в ценностных ориентациях взрослых ребенок затрудняется в определении жизненных ориентиров, что выражается в низком уровне мотивации, культурной грамотности выпускников, системе отношений к миру, к самому себе, к социокультурному окружению, снижении культурного уровня общения, однообразием школьной среды. «Смешение» ценностей является, возможно, главной причиной роста детской беспризорности и преступности (ярко выраженный протест против социокультурного устройства мира). Неудовлетворение культурных потребностей приводит к неопределенности в целеполагании, что влечет за собой "уход" от реальности, ее подмену (угрожающий рост наркотической зависимости у детей).Все это требует новых культуросодержащих проективных, организационных и педагогических решений, осмысления всех процессов в понятиях культурологии образования.В этой связи проблема инкультурации личности школьников на сегодняшний день является своевременной и значимой для развития образовательной практики.
Культура связана с образованием. Переработка информации в знания представляет собой творческий, культурно значимый процесс. Данный статус культуры определяет ключевую роль образования в инкультурации (процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры) личности школьника.
Рассматривая тенденции развития современного периода отечественной культуры, белорусский исследователь культурно-образовательной среды учреждений образования Мойсейчук С.Б. приходит к выводу, что культурное обновление может быть осуществлено только через процесс создания многообразной самоорганизующейся культуротворческой среды. Необходимость создания пространства для социально значимой свободной деятельности личности, поля, содержащего информацию о достижениях культуры и предоставляющего возможность для субъектов ее использовать, комбинировать, синтезировать, то есть преобразовывать, очевидна. Наличие недостаточно высокого культурного потенциала части педагогов, малокультурность среды учреждений, низкий уровень культурного общения между субъектами образовательного процесса является результатом низкого уровня культурной грамотности основной массы выпускников школ.
Позитивные изменения в образовательной системе школы неосуществимы, если не учитывается среда, в которой развивается личность учащегося.
Во-первых, школьная среда представляет собой социально-педагогический феномен, аккумулирующий в себе педагогическую теорию и практику, качественное осуществление педагогической деятельности, сотрудничество с учащимися и их родителями, обусловленное культурно-историческим развитием общества. Во-вторых, о возросшей значимости изучения культурной среды свидетельствует то, что современные процессы формирования и развития школьной образовательной среды не являются эффективными, так как продолжается снижение уровня обученности и воспитанности школьников, усиливается нежелание их учиться, что подтверждают исследования российских ученых (Н.П. Иванова, М.Н. Мирсагатова).
В-третьих, актуальность проблемы обусловливается и ее тесной взаимосвязью с проблемами профессионализма и педагогической культуры учителей. Поэтому в школе важно развивать такую среду, которая способствует созданию возможностей для профессионального роста педагога.
В-четвертых, среда способствует эффективному решению задач социализации и инкультурации личности, обеспечивает содержательную и функциональную взаимодополняемость и скординированность ресурсов и возможностей образования и культуры.
В этой связи необходимо использовать возможность среды проживания с ее историческими корнями, богатой культурой, выявить условия саморазвития педагогического коллектива под влиянием культуротворческой среды в ходе организации деятельности субъектов в учреждении. Система действий со средой должна превращать её в средство комплексного целенаправленного воздействия на личность воспитанника.
Необходимость оптимизации культуросозидательных функций образования и ориентации его на воспитание человека культуры, способного активно реализовать себя в быстро меняющихся современных условиях, актуализирует проблему инкультурации личности в школе. В этой связи основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не только система знаний, умений и навыков, но и позитивная инкультурация личности, обеспеченная содержанием культуросообразного образования. Образование всегда было транслирующей системой, благодаря которой подрастающие поколения включались в уже существующую культуру и становились носителями определенного образа жизни.
Развитие культуры обеспечивает необходимые предпосылки для политического, социального, экономического и духовного воспитания граждан. Поэтому право на образование и доступ к достижениям культуры рассматриваются в современном мире как важнейшие права человека, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах. В Конституции Республики Беларусь закреплены и гарантированы права каждого гражданина на образование, участие в культурной жизни, пользование достижениями культуры, ее ценностями.
Лицам других национальностей и этнических групп, проживающим на территории Республики Беларусь, гарантируется право на развитие своей культуры и языка, на создание национальной школы, предприятий и учреждений культуры (театров, музеев, издательств и т.д.), культурных объединений, ассоциаций, культурно-просветительных товариществ и обществ, национальных культурных центров.
Государством предпринимаются определенные меры для дальнейшего развития и совершенствования культуры.
В стране идет процесс формирования нормативно-правовой базы, создан Фонд Президента страны по поддержке культуры и искусства, разрабатываются государственные программы, направленные на сохранение историко-культурного наследия, развитие художественного любительского и профессионального творчества, возрождение и развитие народных промыслов и ремесел. Одной из важнейших задач политики в области культуры становится формирование в обществе высоких стандартов в отношении той продукции, которая производится духовным производством, повышения требовательности к ее морально-нравственной составляющей.
Президент Беларуси Александр Лукашенко 28 декабря подписал указ № 522 «Об объявлении 2016 года Годом культуры". Указ принят в целях объединения интеллектуальных и духовных сил общества для решения задач социально-экономического развития страны, сохранения историко-культурного наследия, развития народных традиций, воспитания у граждан любви к Отечеству, а также поддержки творческих инициатив.
Многие исследователи отмечают, что в последнее время усиливаются культурологические позиции в разработке новых образовательных парадигм. Образование как канал трансляции, передачи культурно значимой информации, культурных ценностей, как действенный механизм инкультурации может работать преимущественно по направлению из культуры к человеку.
Однако в этой сфере существует немало проблем.
Анализ теоретических источников и практики работы учреждений образования показывает, что работа в учреждениях не всегда основывается на современных подходах представления о культуре как творчестве и творческой деятельности, индивидуальной картине мира, системе развития наиболее успешных культурных практик, способствующих самоопределению учеников, в связи с чем возникает ряд устойчивых противоречий между:
- социальной потребностью в развитии творческой личности, способной к активной самостоятельной деятельности в обществе и недостаточным использованием потенциала культурной среды учреждения, обеспечивающей потребности социума и личности;
- существующей объективной необходимостью принятия культурной парадигмы образования и нацеленностью традиционной педагогической практики на знаниево-ориентированные технологии и методики обучения;
-культурной деятельностью как сложным многоуровневым способом существования и самовыражения индивидуальности, уникальной формой бытия ребенка, подростка в разнообразных пространствах культуры и традиционным пониманием педагогами культурной деятельности как передачи школьнику определенной культурной информации и культурных навыков поведения;
- культурными устремлениями ребенка и упрощенной культуроподобной логикой организации его деятельности в форме «оргмероприятий»;
- актуальностью проблемы взаимодействия культурных и образовательных процессов и сложностью их решения из-за отсутствия в педагогике методологического, системного анализа связей культуры и образования (есть только общая констатация их связи);
- точкой зрения на образование как культурный процесс и сложившимся стереотипом на образование как психолого-педагогический процесс; - потребностями школьной практики в формировании культурной среды и недостаточным научно-методическим обеспечением данного процесса;
- необходимостью формирования качеств личности человека культуры
у школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий их формирования.
Данные противоречия указывают на актуальность внедрения модели инкультурации личности учащегося.
Готовность коллектива к реализации данного проекта подтверждается высоким уровнем профессионализма педагогического коллектива (87,3% педагогов с высшим образованием, 87,4% педагогов имеют первую и высшую квалификационную категорию) и его мотивацией к инновационной деятельности, активным участием в разработке и реализации инновационных проектов и программ.
В учреждении успешно функционирует историко-краеведческий музей. Налажено взаимодействие с Вишневским Домом культуры, сельской библиотекой, Сморгонским районным центром творчества детей и молодёжи.
Современное мультимедийное обеспечение (наличие компьютерного класса с 7 компьютерами, мультимедийного проектора, интерактивной доски, собственного сайта), спортивная база позволят определить новые направления деятельности в контексте заявленной темы проекта.
Успешно реализуется социальное партнёрство с Вишневским сельским исполнительным комитетом, Вишневской врачебной амбулаторией, Вишневским лесничеством, КСУП «Совбел-2016», православной церковью святой Ефросиньи Полоцкой, католического костёла святого Юды Тадеуша в аг. Вишнево.
Выявление проблем и противоречий определило выбор темы, цели и задач проекта. Участие в проекте по внедрению модели инкультурации личности учащегося на основе средового подхода позволит обогатить инновационный опыт новым содержанием.
Цель: научно-методическое обеспечение процесса инкультурации личности школьника на основе средового подхода.
Задачи:
1. Внедрить в практику модель инкультурации личности школьника на основе средового подхода.
2. Создать культуротворческую образовательную среду как пространство сотворчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений и реализовать ее возможности как средства инкультурации личности школьника.
3. Создать условия для овладения учащимися знаниями о культуре предыдущих поколений, представленной в содержании образования.
4. Повысить методологическую и теоретическую подготовку педагогов в вопросах организации культуротворческого процесса.
5. Способствовать развитию ценностных ориентаций ребенка, культурных норм его деятельности, стиля поведения, творческих и общекультурных интересов. 6.Осмыслить педагогами перспективы собственного культурного развития, адекватного культурной ситуации класса.
7.Установить соотношение образовательного стандарта учебных программ и культурологического подхода.
Практическая значимость исследования заключается во внедрении в практику работы школы модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода, в освоении образовательных программ повышения квалификации педагогов по теме проекта, в разработке научно-методического обеспечения процесса формирования качеств личности человека культуры у школьников, методических разработок занятий, содержащих культурологические материалы, которые можно использовать в образовательной деятельности любых учреждений, в системе дополнительного образования школьников, а также в практической деятельности педагогов вузов и в системе повышения квалификации
Основная идея инновационного проекта и направления ее реализации
Идея разработки проекта наиболее полно отражает современные образовательные тенденции, которые развиваются в русле процессов гуманизации, актуальных для всего современного мира, и способствует преодолению опасного отставания духовно-нравственного развития подрастающего поколения в условиях современного технического прогресса. Реализация данной идеи – это обновленные цели и задачи деятельности, система ценностей школы и педагогического коллектива, обновленное содержание деятельности педагогов, учащихся, других субъектов образовательного процесса. Основная идея проекта заключается в следующих постулатах:
- не отрицая знания, школа делает акцент на разнообразных культурных практиках (в индивидуальных, групповых, смешанных детско-взрослых формах);
- в основе процесса учебы лежат индивидуальные достижения каждого учащегося, комплексно оценивается качество, содержание полученного каждым учащимся учебного продукта, выполненного проекта, исследовательской или творческой работы, результаты социальной работы;
- школа организует движение ребенка по ступеням личностного становления и определяет его как носителя особого культурного мира, а учителя – как носителя педагогического творчества по культурологизации школьного предмета и организации факультативов культурологической направленности; - междисциплинарная, межпредметная организация учебного материала повышает фактор интеграции в содержании обучения;
- повышается значение индивидуальной и групповой рефлексии учащихся, что позволит повысить роль ценностных ориентаций учащихся в их саморазвитии и сделать культуру, общение и поведение каждого постоянной и необходимой частью школьного уклада жизни.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан инновационный проект
Культурная парадигма образования проработана в теоретическом плане в работах В.С. Библера, Е.В.Бондаревской, А.П. Валицкой, Г.Б.Корнетова, И.А.Колесниковой, И.Е.Видт, А.Я.Данилюка и других исследователей. В истории педагогики появление культурологического подхода детерминировало развитие её гуманистического направления, которое связано с разработкой принципа культуросообразности А. В. Дистервегом, пониманием культуры как средства формирования личности ребёнка зарубежными (К. А. Гельвеций, Я. А. Коменский, Дж. Локк и др.) и отечественными педагогами (К. Н. Вентцель, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и др.).
В настоящее время в педагогической литературе представителями личностно ориентированного образования накоплен определённый опыт осмысления сущности культурологического подхода (К. А. Абульханова-Славская, Т. В. Андронова, Е. В. Бондаревская, М. С. Бургин, А. П. Валицкая, Г. И. Гайсина, Е. И. Горбачёва, В. А. Доманский, И. Зарецкая, Ф. Исаев, И. В. Колмогорова, Н. Б. Крылова, О. О. Кузнецова, И. М. Люнькова, А. А. Макареня, А. Ф. Малышевский, Т. И. Пороховская, В. А. Сластенин, С. А. Смирнов, Н. Е. Щуркова и др.).
Нельзя не заметить значительной активизации исследовательской и научно-методической работы в сфере культурологии в Беларуси ( В.Н. Наумчик, Ю.П. Бондарь, А.И. Смолик, П.Р. Игнатович, С.Б. Мойсейчук, Я.Д. Григорович, Н.В. Самерсова, Э.К. Дорошевич, Р.Я. Миненкова и др., труды которых раскрывают теоретические основы, сущность, структуру и формы культуры).
Единство проблем гуманизации, личности, культуры в образовании раскрывается в трудах Ш. А. Амонашвили, Т. А. Баздеровой, Л. Буевой, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончарова, Н. С. Розова, Ю. В. Сенько, Е. Н. Шиянова и др. Ценностями культурологического подхода считают «поддержку индивидуальности» (И. В. Бабенко), ненасильственное культуро- и природосообразное воспитание (О. И. Андреева, О. Л. Князева, М. Д. Маханева и др.), создание условий для творческой самореализации (А. А. Макареня, Г. И. Ловецкий, И. С. Якиманская и др.), становления высококультурной личности (Е. В. Бондаревская, А. П. Валицкая, Н. Е. Щуркова и др.).
В трудах учёных (М. В. Артюхов, И. Бестужев-Лада, И. Чупин-Русов и др.) и педагогов-практиков (Н. Абубакирова, Н. Д. Марисова, О. Шерер и др.) особо выделяются ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, культуры гражданства, ответственности перед собой и другими. Педагогами Т. А. Артёменковой, С. А. Баклушинским, Л. Т. Демидовой, Г. А. Кондратовой и другими уделяется внимание воспитанию и развитию внутренних человеческих качеств, культуры человека как способу обеспечения качественного формирования ценностных ориентиров самореализации в последующей социальной, личностной и профессиональной деятельности. В. С. Библером, Е. В. Бондаревской, А. П. Валицкой, И. Ф. Гончаровым, Н. Е. Щурковой и др. сделана попытка воссоздания образа человека культуры через определение его качественных составляющих.Теоретико-методологический анализ феномена инкультурации личности содержится в трудах культурологов, философов, социологов: Ю.А. Аверина, А.И. Арнольдова, Д. Бэлла, М.М. Бахтина, И.А. Ильина, Э.В. Соколова, А.П. Садохина, К. Клакхон, М.К. Мамардашвили, А. Тойнби, М. Херцковиц, О. Шпенглера и др. Усилия указанных исследователей были направлены на изучение инкультурации личности в контексте собственных исследовательских стратегий, а также на изучение инкультурации как процесса. В отечественной науке особенно активно разрабатывается проблема инкультурации личности в направлении осмысления социального согласия в контексте сплочения этнически и культурно разнохарактерного общества в согражданство с общими культурообразующими ценностями (A.B. Тишков). Феномен инкультурации включает в себя социализацию как характеристику, определяющую успех инкультурации. Поэтому обращение к трудам К.А. Апеля, М. Вебера, С. Галлигана, Р. Мертона и др. дополняет полноту представлений об инкультурации личности. Роль субъектного, интерсубъектного опыта при инкультурации личности показана в работах И.С. Якиманской.
Построению концепции проекта инкультурации личности в современной национальной школе способствовали труды Е.В. Бондаревской, М.С. Васильевой, Л.С. Выготского, Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, Е.А. Ямбурга и др.Ю.С.Мануйлов, И.И.Сулима, С.Б.Мойсейчук, А.В.Иванов, Е.А. Александрова, Н.Б.Крылова, Н.П.Иванова, М.Н.Мирсагатова, А.А.Макарени среду рассматривают как условие реализации и важное дополнение к существующему инструментарию инкультурации личности школьника.
Подтверждение результатов педагогической эффективности и социально-экономической значимости, апробированных в ходе экспериментальной деятельности фундаментальных и прикладных научных исследований
Инновационный проект «Внедрение модели инкультурации личности школьника на основе средового подхода» разработан на основе диссертационного исследования Меняйловой Т.А. «Формирование качеств личности человека культуры на основе культурологического подхода».
Промежуточные и итоговые результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики начального образования и развития личности Кузбасской государственной педагогической академии. Материалы, полученные в процессе исследования, нашли отражение в десяти публикациях автора. Результаты исследования внедрены в практику работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа народной культуры №2» г. Осинники Кемеровской области, дошкольного образовательного учреждения №8 г. Осинники Кемеровской области, муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №94» г. Новокузнецка Кемеровской области.
Описание научных теорий и разработок, на основе которых создан проект
Теоретико-методологический анализ феномена инкультурации личности содержится в трудах культурологов, философов, социологов: Ю.А. Аверина, А.И. Арнольдова, Д. Бэлла, М.М. Бахтина, И.А. Ильина, Э.В. Соколова, А.П. Садохина, К. Клакхон, М.К. Мамардашвили, А. Тойнби, М. Херцковиц, О. Шпенглера и др. Усилия указанных исследователей были направлены на изучение инкультурации личности в контексте собственных исследовательских стратегий, а также на изучение инкультурации как процесса. В отечественной науке особенно активно разрабатывается проблема инкультурации личности в направлении осмысления социального согласия в контексте сплочения этнически и культурно разнохарактерного общества в согражданство с общими культурообразующими ценностями (A.B. Тишков). Феномен инкультурации включает в себя социализацию как характеристику, определяющую успех инкультурации. Поэтому обращение к трудам К.А. Апеля, М. Вебера, С. Галлигана, Р. Мертона и др. дополняет полноту представлений об инкультурации личности. Роль субъектного, интерсубъектного опыта при инкультурации личности показана в работах И.С. Якиманской. Построению концепции проекта инкультурации личности в современной национальной школе способствовали труды Е.В. Бондаревской, М.С. Васильевой, Л.С. Выготского, Г.Н. Волкова, Г.С. Виноградова, А.Н. Леонтьева, К.Д. Ушинского, Е.А. Ямбурга и др. Ю.С.Мануйлов, И.И.Сулима, С.Б.Мойсейчук, А.В.Иванов, Е.А. Александрова, Н.Б.Крылова, Н.П.Иванова, М.Н.Мирсагатова, А.А.Макарени среду рассматривают как условие реализации и важное дополнение к существующему инструментарию инкультурации личности школьника.
Описание структуры и содержания внедряемой инновационной модели инкультурации личности обучающегося на основе средового подхода
Модель инкультурации личности учащегося на основе средового подхода включает целевой, содержательный, технологический, результативный блоки и модель учащегося.
Целевой блок включает принципы, цель и задачи.
Цель заключается в научно-методическом обеспечении процесса инкультурации личности школьника на основе средового подхода.
Инкультурация личности школьника на основе средового подхода основывается на принципах гуманизации и демократизации, целостности, культурологизации содержания обучения, культуросообразности, индивидуализации культурно-образовательных траекторий развития личности, преемственности, интеграции на культурологической основе, диалогического общения, свободного выбора, творчества.
Цель и задачи инкультурации личности школьника определяют ее содержательный блок.
Основным элементом содержания инкультурации являются культурологические знания, обеспечивающие гуманизацию содержания образования, интеграцию школьных предметных знаний, внесение смыслового аспекта в содержание обучения, формирование мотивации к познанию и саморазвитию.
Содержание дополнительного образования (программы кружков по интересам, введённые в учебный план с целью разностороннего развития, творческой самореализации, выявления природных способностей, талантов и самоосуществления личности школьника для формирования их способности к творчеству) позволяет включить учащихся в разнообразные виды и формы любительского художественного творчества.
Технологический блок модели включает в себя пути и средства формирования качеств личности человека культуры у школьников на основе средового подхода.
Одним из путей и средств формирования качеств личности человека культуры у школьников является проведение уроков с применением активных методов обучения: исследования, художественно-педагогической драматургии, проживания, игры и др. На уроках, разработанных с применением таких методов, ученики ставятся в условия активного действования, а учителя становятся организаторами и регуляторами познавательной учебной деятельности школьников. При этом развивается сотрудничество, что способствует формированию диалогических взаимоотношений, выработке нравственных и коммуникативных качеств личности.
Важным средством достижения цели и решения задач по инкультурации личности школьников на основе средового подхода является создание культуротворческой образовательной среды (идея и опыт А.А.Макарени). Под культуротворческой образовательной средой понимается совокупность материальных и духовных условий, способствующих превращению индивида в личность и далее в индивидуальность в процессе решения образовательных задач, направленных на интеллектуальное, художественное и практическое развитие личности. Результативный блок разработанной модели включает в себя критерии, показатели и уровни сформированности качеств личности человека культуры у школьников. Результат определяется по критериально-оценочному аппарату с использованием когнитивного, мотивационно-ценностного и деятельностного критериев. Эффективность модели формирования инкультурации личности школьника на основе средового подхода оценивается путём сравнения результатов на начальном и конечном этапе реализации проекта согласно выделенным уровням сформированности: высокого, среднего и низкого. Человек культуры применительно к школьникам (модель ученика) рассматривается нами как личность, имеющая целостное представление о культуре как опыте предыдущих поколений в разных областях развития человека и общества, осознающая связь культуры и собственного развития, понимающая необходимость овладения ею, имеющая потребность в её практическом усвоении и ценностные ориентации на индивидуально-личностное развитие и самореализацию в социуме, вырабатывающая в себе качества: духовность, нравственность, самостоятельность, способность к диалогу и творчеству.
Ожидаемые результаты:
1.Создание культуротворческой образовательной среды как пространства сотворчества, диалога, сотрудничества учащихся и учителя на основе субъект-субъектных взаимоотношений, реализация ее возможностей как средства инкультурации личности школьника.
2.Овладение учащимися знаниями о культуре предыдущих поколений, представленной в содержании образования.
3. Повышение методологической и теоретической подготовки педагогов в вопросах организации культуротворческого процесса с целью осмысления перспективы собственного культурного развития, адекватного культурной ситуации класса.
4. Установление соотношения образовательного стандарта учебных программ и культурологического подхода.
5. Приобретение школьниками определённого практического опыта жизни, деятельности, общения. Наличие у них качеств личности человека культуры, результатов в виде собственных творческих произведений и индивидуальных достижений.
Критерии и показатели, согласно которым будет оцениваться эффективность инновационной деятельности
Критерии методы диагностики |
||||
Высокий уровень (самореализация) |
Средний (репродуктивно-творческий) |
Низкий (подражание) |
||
Когнитивный 3.Сравнение количествен-ных и качественных показателей обученности, процента поступления выпускников в учебные заведения по годам. |
Чёткое представление о культуре как ценном опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества; понимание учащимися, необходимости в овладении для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни; наличие разносторонних знаний о мире, социуме, о материальных, духовных, художественных предметах и явлениях, способах и формах деятельности, общения, о поведении; наличие чувства сопричастности к миру людей, культуры как деятеля, творца, субъекта общения, представителя культуры своего времени. Также у ученика сфор-мировано ценностное отношение ученика к своим познанию, деятель-ности, общению и поведению; проявлена потребность в освоении культуры, стремление к познанию нового, устремлённость к форми-рованию собственного опыта жизни; он направлен на развитие в себе положительных качеств, необходимых для полноценной самореа-лизации в социуме и культуре; налицо гума-нистическая направ-ленность развития, имеет собственные взгляды и убеждения. У школьника приобретен определённый собст-венный практический опыт жизни, деятель-ности, общения. Он активно взаимодей-ствует с миром: его деятельность, как репродуктивная, так и творческая, направлена на саморазвитие и созидание в социуме; имеются её результаты в виде собственных произведе-ний и индивидуальных достижений. Он обладает способностью к диалогу, поведение отвечает нравственным нормам, что проявляется в интересу к учению, познанию, в способности к свободной комму-никации, бесконфлик-тному общению, в наличии качеств эмпатии, гуманности, воспитан-ности, в уважении к человеческой личности, её достоинству и.т.п., самостоятелен. |
Недостаточно чёткое представление школьни-ков о культуре как целостном и ценном для него опыте предыдущих поколений, не осознана необходимость овладения культурой для собствен-ного развития, адаптации в социуме и самоопре-деления в жизни. Наблюдается недостато-чно устойчивый интерес к овладению культурой, к деятельности, познанию, учению. Есть стремление к диалогическим взаимо-отношениям с миром, знание нравственных законов, норм, правил поведения. Есть стремление к развитию, достижению хороших результатов, к творческой деятельности. Они готовы прийти на помощь, порадоваться успеху товарища, прояв-ляются качества гуман-ности, эмпатии и др., однако знания учащихся о мире, социуме, культуре разрозненны и не целостны. |
Слабое представление школьника о культуре как целостном и ценном для него опыте предыдущих поколений. У него не сформировано понимание необходимости в овладении культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. Его знания о мире, социуме, культуре разрозненны и не полны. |
|
Мотивационно-ценностный
|
Сформированность ценностного отношения ученика к своим познанию,деятельности,общению, и поведению; проявлена потребность в освоении культуры, стремление к познанию нового, устремлённость к формированию собственного опыта жизни; развитие в себе положи-тельных качеств, необходимых для полноценной самореали-зации в социуме и культуре; налицо гуманистическая направленность развития, имеет собственные взгляды и убеждения. У школьника приобретен определённый собст-венный практический опыт жизни, деятель-ности, общения. Он активно взаимодействует с миром: его деятельность, как репродуктивная, так и творческая, направлена на саморазвитие и созидание в социуме; имеются её результаты в виде собственных произведе-ний и индивидуальных достижений. Он обладает способностью к диалогу, поведение отвечает нравственным нормам, что проявляется в интересу к учению, познанию, в способности к свободной коммуни-кации, бесконфликтному общению, в наличии качеств эмпатии, гуманности, воспитанности, в уважении к человеческой личности, её достоинству и.т.п., самостоятелен. |
Ученик выделяет себя как объект окружающего мира, в отдельных случаях проявляет себя как субъект собственного развития, испытывает чувства сопричастности к миру людей, культуры, но не всегда адекватен в действиях и поступках. Преобладает мотив стремления к творчеству, самостоятельным действиям, но не всегда достигается положи-тельный результат. В целом, для учеников среднего уровня сформированности как человека культуры характерна склонность к репродуктивно-творческой деятельности. |
Преобладает мотив избегания самостоятельных действий, склонность к репродуктивной деятельности. Самооценка, в основном, заниженная, они обидчивы, вспыльчивы, агрессивны, в неудачах обвиняют окружающих. |
|
Деятельностный 3.Анкета для родителей Л.М.Фридмана. 4.Социологический опросник М.Битяновой. 5.Анкета «Уровень ком-муникативности учащихся» Л.М.Фридман. 6.Статистический анализ итоговой успеваемости. |
У школьника приобретен определённый собствен-ный практический опыт жизни, деятельности, общения. Он активно взаимодействует с миром: его деятельность, как репродуктивная, так и творческая, направлена на саморазвитие и созидание в социуме; имеются её результаты в виде собственных произведений и индивидуальных достижений. Он обладает способностью к диалогу, поведение отвечает нравственным нормам, что проявляется в интересе к учению, познанию, в способности к свободной коммуника-ции, бесконфликтному общению, в наличии качеств эмпатии, гуманности, воспитан-ности, в уважении к человеческой личности, её достоинству, самостоятелен. |
Часто они уступчивы, рассудительны и сознательно идут на примирение после конфликта, не проявляют агрессивности. Проявляют собственный и гуманистический взгляд на мир, социальные отношения, но не сформированы ещё устойчивые привычки к нравственному поведению; Учащийся следует нравственным установкам чаще на репродуктивном уровне, но уже проявляет себя как субъект окружающего мира. Он не активен в познавательно-развивающей деятельности; не способен к диалогу с окружающим миром. |
Учащийся выделяет себя как объекта окружа-ющего мира, но ещё не проявляет себя как субъект собственного развития, не испытывает чувс-тва сопричастнос-ти, а скорее проти-вопоставляет себя миру людей, культуры. В нём ещё не сформи-рованы: собственный и гуманистический взгляд на мир, социальные отно-шения, устойчивые привычки к нравст-венному поведе-нию; он не устремлён к познанавательно-развивающей деятельности; не способен к диалогу с окружающим миром. |
|
Профессионально-педагогическая культура учителя |
Увлеченность профессиональной деятельностью, желанием самореализоваться как профессионалу. Знания системные, глубокие, осознанные, ценностно соотнесенные с позицией личности, умения носят осознанный творческий характер. Системное понимание культуры, выделение ее структурных компонентов, толкование культуры как процесса и результата творческого усвоения и создания педагогических ценностей. |
Приближение к норме культуры. Наличие мотивов, сопутствующих профессиональной деятельности. Глубина и прочность знаний с невыработанным отношением к ним с позиции личности. Сформированные умения носят репродуктивный характер. Нет системного понимания культуры и ее структурных компонентов, культура рассматривается с позиции умений, которые носят репродуктивный характер. |
Не соответствует норме культуры. Характеризуется отрицательной мотивацией, бессистемными, неосознанными знаниями. Нежелание понимать культуру как процесс и результат творческого усвоения и создания педагогических ценностей. |
|
Критерии оценки качества культурно-образовательной среды (КОС) . Оценка показателей уровня может быть выражена следующими индикаторами: |
||||
Критерий |
Показатели |
|||
Широта КОС |
Объем возможностей среды: -возможность выбора микросред (учителей, профиля, факультативов культурологической направленности, внеурочная социокультурная деятельность) -экскурсии, путешествия, посещение учреждений культуры -совместные мероприятия с учреждениями культуры -широта материальной базы, помещения для организации дополнительного образования (зимний сад, музей, видеотека и др.) |
|||
Мобильность КОС |
Способность КОС к необходимым изменениям: -мобильность целей и содержания, ориентированных на инкультурацию личности школьника -использование технологий,методов, форм, направленных на инкультурацию личности школьника -мобильность средств обучения (УМК, ЭС, интерактивные средства обучения |
|||
Интенсивность КОС |
Степень насыщенности КОС: -уровень требований к учащимся -объем учебной нагрузки -посещение кружков, факультативов, секций и т.д. -организация активного отдыха |
|||
Осознавае- мость КОС |
Сознательное включение в среду субъектов образовательного процесса: -уровень осведомленности учителей, учащихся и их родителей о своей школе, поддержание связи с выпускниками -активность учащихся в различных культурных мероприятиях, инициаторами которых явлются они и взрослые -активное участие родителей в различных делах школы -активное взаимодействие с учреждениями культуры |
|||
Обобщенность КОС |
Степень координации деятельности субъектов КОС: - оптимальные способы координации деятельности родителей, учащихся, педагогов, социальных партнеров |
|||
«Эмоциональ ность» КОС |
Соотношение рациональных и эмоциональных компонентов КОС: -эмоциональность между педагогами, педагогами и учащимися -взаимоотношениями между педагогами и родителями - «эмоциональное» оформление пространства КОС (выставки, игровые площадки, «картинные галереи», «живые уголки») |
|||
Доминант ность КОС |
Значимость КОС для субъектов образовательного процесса: -значимость работы в школе для педагога -значимость школы для учащихся, родителей -оценка школы как достаточно сильная, авторитетная - опыт школы активно пропагандируется с позиции культуротворчества |
|||
Когерентность КОС |
Степень согласованности влияний внутри КОС: -преемственность с другими учреждениями образования -преемственность внутри учреждения между его звеньями -согласование школы и системы дополнительного образования -степень сотрудничества с различными организациями, институтами культуры, способность оказывать влияние на КОС -связь с общественными организациями |
|||
Социальная активность КОС |
Социальная ориентация потенциала КОС и ее экспансия в среду обитания: -развитие стремления учащихся к достижениям (конкурсы, творческие коллективы, олимпиады) -стремление педагогов к достижениям - работа по повышению уровня осведомленности социума об учреждении образования - участие учрежедения образования в различных социальных инициативах. |
|||